Пятница, 03.01.2025, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Вы довольны качеством питания в начальной школе?
Всего ответов: 14

Функциональная грамотность

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.


Нормативно-правовые документы регионального уровня

Приказ министерства образования и науки Нижегородской области от 29.08.2024 г. № 316-01-63-2033/24 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2024/25 учебном году"

Региональная дорожная карта на 2024 - 2025 учебный год

Нормативно-правовые документы муниципального уровня

Приказ Управления образования молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации городского округа Перевозский Нижегородской области от 23.09.2024 г. № 324-ПД  «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций"

Дорожная карта Управления образования молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации городского округа Перевозский Нижегородской области на 2024 - 2025 учебный год

Нормативно-правовые документы школьного уровня

Приказ муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского округа Перевозский Нижегородской области "Танайковская основная школа" "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

План мероприятий (Дорожная карта), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности  обучающихся на 2024-2025 учебный год


Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Банк заданий для начальной школы

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main