Суббота, 27.04.2024, 14:50
Приветствую Вас Гость | RSS
ВКонтакте
Телеграмм
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Вы довольны качеством питания в начальной школе?
Всего ответов: 14

Функциональная грамотность

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.


Нормативно-правовые документы федерального уровня

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности. 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Нормативно-правовые документы регионального уровня

Приказ министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 30.06.2020 № 316-01-63-1063/20 «Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования Нижегородской области»

Приказ министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 31.05.2021 № 316-01-63-1333/21 "О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 30 июня 2020 года" № 316-01-63-1063/20

Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 17.09.2021 № 316-01-64-60/21 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области»

Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 03.08.2021 № 316-01-63-1907/21 «Об утверждении результатов региональной оценки по модели PISA-2020 по Нижегородской области»

Распоряжение правительства Нижегородской области от 14 декабря 2021 г. № 1327-р «О создании межведомственного координационного совета по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области»

Нормативно-правовые документы муниципального уровня

 

Нормативно-правовые документы школьного уровня

План мероприятий  направленных на формирование и оценку функциональной грамотности  обучающихся на 2023-2024 учебный год


 

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Банк заданий для начальной школы


Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

1.       Методические рекомендации для учителей и родителей 

2.       Рекомендации по формированию читательской грамотности 

3.       Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя. 

4.       Функциональная грамотность для педагога. 

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main